Форосская церковь

Экскурсии по Крыму

Форосская церковь

 

В последние годы множество людей приезжает в Форос не только на отдых, но и с иной целью: верующие -поклониться святому месту и помолиться, ценители прекрасного -полюбоваться шедевром архитектуры, коим является храм Воскресение Христова, или Форосская церковь. Трудно было бы выбрать более живописное место для этой небольшой, но удивительно красивой церкви: Красная скала, отделившаяся от основного массива гор, окружена густым зеленым лесом, внизу вьется серой лентой дорога, а дальше – бескрайний простор моря, сливающийся у горизонта с небом.

 

Храм Воскресения Христова стал местом паломничества верующих, сюда приходили молиться, здесь крестились, венчались, исповедовались и причащались несколько поколений жителей окрестных поселков.

 

Выше Фороса, в двух километрах от Байдарских ворот, на отвесной скале высотой 400 м над уровнем моря возвышается церковь Воскресения Христова. Проектировал ее академик Н.М. Чагин, финансировал строительство чаепромышленник, московский купец первой гильдии А.Г.Кузнецов. Храм был освящен в 1892 году в ознаменование чудесного спасения императора Александра III и его семьи при крушении поезда под Борками в Харьковской губернии 17 октября 1888 года.

 

Собор выстроен в византийском стиле особой техникой кладки. Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфи, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем, с системой внутренних опор. Украшен храм множеством куполов по типу русских деревянных храмов. Благодаря им Форосская церковь напоминает московские церкви конца XIIIV века.

 

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.

 

В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величию храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова.

 

Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.

 

Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.

 

Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие.

 

Церковь стала центром духовности. Стараниями настоятеля Павла Ундольского здесь была открыта церковно-приходская школа, а в соседней Мухалатке –школа грамотности. Для людей бедных, нищих, бродяг в Байдарах был создан ночлежный приют и библиотека при нем. Этих людей, оказавшихся на обочине жизни отец Павел тоже не оставил без внимания. После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. Двери многих церквей и храмов надолго закрылись. В 1924 году отец Павел был репрессирован и сослан священник. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский вид»: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни, изъяли церковные ценности, сорвали драгоценные ризы с икон, а сами иконы –работы известных мастеров пропали бесследно.

 

В Форосской церкви был устроен склад. Шли годы. В близлежащих поселках стали строить санатории и пансионаты для высокопоставленных лиц. Форосская церковь, маленькая, изящная, расположенная в красивом месте привлекала внимание партийных боссов. Для них здесь открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни, не смотря на то, что церковь значилась краеведческим музеем.

 

Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. Церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Церковь принимала на себя удары врага, защищая солдат, укрывшихся в ней,- следы от вражеских пуль надолго остались ранами на её стенах.

 

Военные годы не разрушили храм, но его судьба не стала лучше. Здесь вновь открыли ресторан, где гостей кормили вкусными блюдами и поили крымским вином.

 

В 60-е годы построили новое шоссе Севастополь – Ялта и это место, оказалось в стороне, ее меньше стали посещать туристы. Храм постепенно ветшал и, наконец, был закрыт, оставлен на полное разрушение. В 1980 году жители Фороса стали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Понадобилось семь лет активных действий и наконец, в 1987 году государство выделило деньги только на внешнюю реставрацию.

 

В 1992 году церкви исполнилось100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золоченые кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, а в окна вставили цветные витражи. Работы по благоустройству храма продолжались.

 

В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.

 

Возрожденная Форосская церковь по праву стала одним из чудес Крыма.

Экскурсии, включающие Форосскую церковь

Балаклава – Ай-Петри


Остров Крым! Экскурсии по Крыму из Саки

  Крым, г. Саки, Морская, 4


  +7 (978) 833-18-17
        +7 (978) 833-18-53


  info@o-crimea.ru


           

Рассчитать
Тур-конструктор

Перейти
Тур в Крым 2018

Разработали сайт в nkvadrat

Яндекс.Метрика